Как мы обучили сотрудников PostgreSQL и сократили миграции БД на полгода

Задача
Заказчику необходимо ускорить переход с Oracle на PostgreSQL за счет внутреннего обучения и мотивации сотрудников.
Решение
Запустили программу обучения лидеров и сотрудников и внутреннюю маркетинговую кампанию для повышения мотивации. Процент желающих перейти на новый инструмент вырос с 26% до 73%. Компания перешла на PostgreSQL за 10 месяцев вместо планируемых 1,5 лет.

Задача

Наш заказчик столкнулся не только с тем, что у сотрудников не было опыта работы с PostgreSQL, но и с низкой мотивацией: только 26% сотрудников хотели перейти на новый инструмент.
Все специалисты, которые участвуют в разработке и поддержке ПО, должны уметь работать с реляционными системами. Разработчики, аналитики, тестировщики, поддержка, сопровождение, ci/cd инженеры, DE, DS должны знать основы реляционных БД и операционных систем Linux, уметь работать в консоли.
Поиск специалистов, которые бы умели работать в PostgreSQL, отнял бы много ресурсов клиента — рынок испытывает дефицит в аналитиках (10,4% от всех размещенных вакансий в ИТ), специалистах технической поддержки (9,7%), тестировщиках (7,7%). Поэтому переобучить специалистов по Oracle было логичным и естественным решением.

Решение

Чтобы понять уровень знаний специалистов компании-заказчика, мы провели исследование: сделали аудит текущих рабочих задач и процессов и оценили навыки сотрудников.

Какие навыки мы оценивали при тестировании

  • Знание реляционных БД
  • Опыт работы в Linux
  • Опыт внедрения баз данных
  • Опыт миграции данных
  • Опыт администрирования БД
  • Опыт внедрения изменений
  • Лидерские качества
  • Опыт публичных выступлений
По итогам аудита из 233 инженеров мы отобрали 31 специалиста с навыками, подходящими под выполнение первых миграций. Им предстояло пройти индивидуальное обучение в течение 2 месяцев: первые команды детально разбирали проблемы на проектах и решали их при поддержке экспертов Т1. 
Инженеры, прошедшие курс, транслировали прогресс в сообщества и проводили субкультурное обучение. Лидеры в неформальной обстановке собирали коллег, чтобы поделиться своими успехами миграции и удобствах новой системы. Они стали центрами компетенций, лидерами мнений, которые могли мотивировать своим примером коллег, давать консультации и отвечать на вопросы: за 3 месяца в чатах сообществ набралось 700 человек, которые обращались за помощью к инженерам. Вместе они разбирали нестандартные случаи и сложные кейсы по темам архитектуры, кластеризации, формата данных и процедурных языков, минимизации даунтайма.
Первое обучение инженеров стало основой для составления миграционных шаблонов, примеров скриптов и списка самых распространенных ошибок, с которыми можно столкнуться при миграции в этой компании. Эксперты Т1 и лидеры изменений решали, как лучше масштабировать полученные знания на их команды, они вместе пилотировали и улучшали программу для будущих потоков. Это помогло повысить компетенции сотрудников по многим направлениям сразу.

Какие направления затронула программа

  • Базовый инструментарий
  • Архитектура
  • Организация данных
  • Управление доступом
  • Резервное копирование и репликации
  • Выполнение запросов
  • Доступы, роли, атрибуты, привилегии
  • Статистика – границы распределения данных в таблице
  • Профилирование
  • Приемы оптимизации
  • Работа через Hibernate
  • Миграция данных
Во время обучения сотрудники выполняли практические задания, а в последующем полученные навыки помогли им успешно начать заниматься основной рабочей задачей — миграцией данных в PostgreSQL. Чтобы внедрить обучение в жизнь компании, мы вместе с HR и лидерскими командами провели внутреннюю кампанию, в которой использовали интегрированный подход к коммуникациям: доносили информацию до сотрудников через разные каналы, например, корпоративный портал, сообщества и чаты, раскручивали сарафанное радио или лично направляли инженеров с навыками миграции данных пройти первое обучение.
Еще мы создали систему оперативного консультирования: от инженеров к лидерским командам компании до экспертов Т1. Сотрудники могли ознакомиться с FAQ или задать собственный вопрос в чатах, проекте в Jira или на регулярных встречах. Мы также создали экспертный совет по автоматизации миграции и разработке шаблонов, результаты работы которого упростили рабочие процессы многим командам. Таким образом, у сотрудников появились ресурсы, чтобы быстро найти ответы на свои вопросы и обучиться новому инструменту.

Результат

После обучения 93% сотрудников успешно справились с практическими заданиями, 233 специалиста по Oracle перешло на задачи по PostgreSQL. Процент желающих специалистов перейти на новый инструмент вырос с 26% до 73%. Компания перешла на PostgreSQL за 10 месяцев вместо планируемых 1,5 лет.
Таким образом, компания смогла решить задачу перехода с Oracle на PostgreSQL быстрее, дешевле и эффективнее с помощью правильно проработанного содержания обучения и процесса его проведения. Нам удалось масштабировать знания инженеров, которые первыми прошли обучение PostgreSQL, на других сотрудников компании и с помощью лидерских команд популяризировать новые инструменты.